Во второй серии [Re: Армения. Jimi 22 дек 2009, 08:39]
второй и
третий кадр – это, как уже писалось, Парк Победы (интересно, как он сейчас называется), венчающий Каскад. Пёстренького кораблика я не помню…
Четвёртый кадр.
Лирическое отступление. Вот о чём я жалею – не сподвигнулся создать серию "Закаты в Ереване" а лучше "Закаты в Армении". Техническая возможность была: Ереван снабжался хорошо, и купить ГДР-овскую ORWOchrom-скую плёнку (негативную и обращаемую – слайдовскую) проблем не составляло. Город Ереван имеет редкую особенность (и спасибо архитектору Таманяну, оценившему и талантливо её использовавшему), которая не осознаётся многими ереванцами, тем более проезжими туристами, глупо критикующими: – а зачем то, а почему так?... А потому, что Ереван не просто город на холмах (Москва, Киев, Стокгольм, да сколько угодно). Ереван раскинулся на переходе Араратской долины в горы Кавказа, которые, здесь начавшись, закончатся в Ставрополье и в "Краснодарье". Холмы обступили полукольцом (как говорят, амфитеатром) пятачок, на котором Таманян в середине 20-х годов запланировал расположить то, что, сейчас стало центральной частью Еревана: город с населением 60 000 человек (в 80-х Ереван стал "миллионером", но это другие песни: и о народном подвиге, и об исторической неблагодарности, и о ереванском метро, обо всём этом после). Таманян не стал слепо копировать радиальную или прямоугольную схему для небольшого, строго говоря, массива. Он пошёл путём "квадратуры круга", вписав в окружность прямоугольную сетку. Рассёк неправильный круг двумя почти диаметральными хордами улиц Абовяна и Налбандяна (надеюсь, их не переименовали в годы национальных смут и помешательств), переходящими за центром – зданием Национальной картинной галереи в каскад площадей и скверов: "поющий фонтан", площадь Ленина, сквер Шаумяна с каскадом фонтанов… И пересёк всё это перпендикулярами других диаметральных хорд – улиц Пушкина, Свердлова, Амиряна… Как амфитеатр гор смотрит на юго-запад, так и улицы-хорды сбегают с гор в том же направлении. То, что некоторые по недоумию считают недостатком, является мудростью: в Ереване, даже в центре, нет ни одной геометрически правильной (от начала до конца) улицы – прямой или постоянного радиуса. За исключением, разве что проспекта Ленина (ныне Маштоца). И между собой улицы не абсолютно параллельны, как в Чикаго или Нью-Йорке. Таманян не стал двигать горы, он изящно подогнал под рельеф рисунок улиц. Благо ему было отчего отталкиваться: проблемы старого Еревана, точнее, Эривани ему были хорошо знакомы. Таманян как бы "приделал" к круглому "залу" прямоугольную "сцену" из улиц Маркса и Кармир Банаки (Красной Армии, ныне, как я понимаю, Григория Лусоворича-Просветителя). В плане получился древнегреческий театр, с видом на Араратскую долину. Центр города - партер, а на холмах серпом расположились ложи, ложи бенуа, амфитеатр, бельэтаж и галёрка районов Еревана: Шаумян, Цицернакаберд, Ачапняк, "околокукурузье" (жаль, снесли "куурузу" - гостиницу Молодёжная, своего рода Эйфелеву башню Еревана), проспекта Саят-Новы и Норка. И заканчивается "серп" звёздочкой - одиноким холмиком Арин-Берд...
Так вот о закатах.
Четвёртый и пятый кадр, скорее всего, сделаны из одной точки и примерно в одно время суток: полагаю, с крыши высотного здания в районе Ачапняк на северо-западе Еревана. О, русская земля, уже ты за холмом… О, Арагац, ты скрыт холмами Ачапняка… На
пятом кадре – Арарат в последних лучах уходящего солнца, через улицы Киевян и Ленинградян: чуть правее от центра на фоне подножия Арарата проступают изломы крыши спортивно-концертного комплекса (так он назывался в моё время) Цицернакаберд – "ласточкина крепость", здания столь же характерного, как и здание сиднейской оперы.