Страница 1 из 1

Латвийское новогодье 2011

СообщениеДобавлено: 13 апр 2011, 00:29
Лина
Чего-то я растерялась - нужно ли было новый топик создавать или в уже существующие писать? Если чего - я не против перенестись туда, куда необходимо.

Прибалтика у меня теперь только с новогодом и ассоциируется. Последние 4 года мы там встречаем (или сразу после встречи в России туда стартуем). Наверняка все те места, о которых пойдет речь ниже, красивы в багряной листве, с петуниями на подоконничках или снятые через цветущую грушу. Но у меня уже сформировалась устойчивая связка - там снежно, под ногами от ледяной корки хрустко, очень Рождественно и пахнет глинтвейном. Елки красивы и разнообразны, в окна взбираются Санты; а те, которые утомились - развешивают свое барахлишко сушиться. Входы в здания празднично оформлены, работают ярмарки, а с крыш постоянно сбивают сосульки.

Позвольте в эту связку вас окунуть. Если так о ней можно выразиться, конечно :)

В 2011-ом мы побывали в Латвии. Жили в Риге, в очень центральном историческом центре (то есть он и исторически централен, и географически). Vecpilsētas iela - дословно переводится с латышского, как "улица Старого города". Жилище подыскивала жена моего братишки (мы двумя семьями ездили), она же контактировала с милейшим интеллигентом Юлиусом, апартаменты предоставившим. Въехав в Ригу после 12-ти часового перегона на автомобилях, мы были тем самым Юлиусом встречены и препровожены к дому о 5-ти этажах с мансардой. В той мансарде и жили.

Треугольное в "виде сбоку" помещение явило собой аттракцион "Стройная талия за 10 дней". Ни одна из комнат не была параллелепипедом, везде скошенные стены, разноуровневые переходы и подиумы, балки для жесткости. В некоторых балках (а выкрашены они в контрастный со стенами цвет) обнаружились вмятины на подозрительно совпавшей с нашими лбами высоте. Для того, чтобы попасть из гостиной в кухню, нужно было плавно перетечь по нескольким ступенькам вниз, накренивши корпус влево, дабы не встретиться с внезапно начинавшейся в этом месте крышей; и тут же изогнуть стан, ибо на пути - кухонная столешница. В итоге всякий входивший в кухню поначалу представлял из себя стилизованную букву S, отягщенную подносом с кувертами.
Ему навстречу мог из башни выйти тот, кто выставлял на холод сидр. Угу, из кухни можно было попасть в башенку - цилиндрическую пристройку оставшегося неясным назначения, примыкавшую к углу здания по всем 5-ти этажам, включая наш шестой.

Эзотерическое помещение! Зато. Пешая доступность всех ключевых точек к посещению проявлялась прямо при чистке зубов. Окошко, которым был снабжен санузел второго этажа (а мансарду разделили на два уровня), так вот окошко выходило прямо на церковь святого Петра. Выдавливаешь пасту на щетку по вечерам. Пристраиваешься около окошка и думаешь о вечном. Как давно у стоматолога не была... И надо бы ребенка сводить. А может - и не надо. И кто это, интересно, свет на колокольне зажег - дежурный на выключеталь надавил или звонарь влез с керосиновой лампой по винтовой лестнице.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Re: Латвийское новогодье 2011

СообщениеДобавлено: 13 апр 2011, 10:32
Зима
Ой как здорово. Конечно это отдельная тема. Ждёт ещё фотографий и рассказов. Здорово пишешь!

Re: Латвийское новогодье 2011

СообщениеДобавлено: 13 апр 2011, 15:58
Svaroka
а я в Риге была весной аж в 90-м году... и на смотровую площадку Собра св.Петра залезала...
как же красиво в Латвии в конце апреля и в начале мая... все в цветах утопает...

Лина, с нетерпением жду продолжения!!!

Сосульки

СообщениеДобавлено: 14 апр 2011, 22:54
Лина
Спасибо-спасибо за хорошие слова :)!

На момент нашего пребывания Риига (а именно так произносится название города, в слове Rīga есть замечательный акцент над буквой ī, обозначающий удлиннение гласного звука, да простят меня филологи, если написала не грамотно), так вот, Рига ощетинилась сосульками. Делает она это быстро, за одну оттепельную ночь вырастают длинные гирлянды. И в старой части города перекрывались целые улицы, чтобы запустить на крышу специально обученных парней в альпинистском снаряжении и нарядных штанах. Те, вооружившись грозными инструментами (пилы, молотки), срезали полутораметровые ледяные заросли. При солнечной погоде сосульки красиво летели и не менее красиво рассыпались, разбившись о булыжник. Работают парни слаженно, улицы в старом городе не длинные и все происходит быстро.

Иногда запаркованные машины мешают натянуть предостерегающую ленточку в нужном месте. В таком случае опутывают саму машину на манер свадебной. Зрелище развлекает пешеходов, снижает степень их неудовольствия от невозможности пройти и на какое-то время они отвлечены поисками удачного ракурса для съемки. Экскурсоводы же привычны к такому раскладу - если необходимая улица оказалась перекрытой, ведут по параллельной/обходной, заранее заготовив рассказ так, чтобы он был дискретным по объектам. В общем, в бою между городом и сосульками - счет, на мой взгляд - 1:0.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение



Оль, а у тебя фоток тех времен не сохранилось? Можно было бы сравнить - ведь некоторые объекты появились после 90-го.

Re: Латвийское новогодье 2011

СообщениеДобавлено: 15 апр 2011, 15:40
Svaroka
Оль, а у тебя фоток тех времен не сохранилось? Можно было бы сравнить - ведь некоторые объекты появились после 90-го.


я тогда боялась фотоаппарат в руки взять, он мне казался жутко серьёзной техникой... вот такая дура была... а, может и осталась )))

самое сильное впечатление от Риги того периода осталось посещение Домского собора, попали на концерт "дуэта" органа и виолончели, выступали лучшие солисты СССР, а ещё почему-то окна рабочего кабинета Раймонда Паулса (он тогда министром культуры Латвии был), и дом с явкой профессора Плейшнера...
Где-то лежит пара-тройка черно-белых фоток, отсканировать не мешало бы...

Re: Латвийское новогодье 2011

СообщениеДобавлено: 20 апр 2011, 01:08
Лина
Я все думала, с каких достопримечательностей начать. Вот ты мне и наметила :)

За все время пребывания в Латвии мы взяли всего одну экскурсию, двухчасовую - по старому городу. Это дело у них там доступно и хорошо поставлено; идешь себе, насвистываешь, глазеешь. Зазевался - и уже в объятиях человека с бейджем, с хорошо поставленным голосом и большим желанием поделиться с тобой интересной информацией. Мы в предновогодней кутерьме не основательно подготовились. И потому с удовольствием пошастали за симпатичной женщиной, все справлявшейся - не замерзли ли мы? Ибо на пути ее маршрута были подготовлены точки отогревания :).

Такие экскурсии люблю - группа маленькая, у гида глаза горят, стоит вопросить у нее что-нибудь по делу, включается ощутимая обратная связь. И она рада рассказать что-то занимательно-интересное, забавное, в обычный текст не входящее. А потом еще и поблагодарит за ту сосредоточенность, с которой мы ей внимали.

Рассказ был начат с того, что в Риге на шпилях самых высоких строений - непременно петух. Золотой, "на высокой спице" и "стерегущий границы". Бдительных кукарекающих сейчас четыре и все - ослепительно сияют. А когда-то одна сторона флюгеров была не золотой, а черной. И примета родилась - если горожане видят петушка с золотой стороны - быть товарному дню, удаче и благополучию. Ну а с черной - все плохо. Объяснение и у разных цветов, и у приметы прозаическое - ветер. Попутный к заходу в гавань поворачивал петуха золотой стороной к городу, а сам нёс соль с моря, что выедала позолоту с черной стороны. Корабли в порту, торговля вовсю. Ну а раз ветер не дает судам причалить - то и продавать-покупать нечего.

Первый петух - на Домском соборе, DOM'е. Я все время считала, что "Домский" он немецкого Dom (кафедральный собор) умные же источники говорят, что «D.О.М.» есть сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу». И что вообще употребление сочетания "Домский собор" - это либо тавтология, либо еще какое некомильфо. На правах неместных мы его упорно величали Домским, все нас понимали и никто не возражал. Что до флюгера - таковой образца 16-го века отыскался во внутреннем дворике собора.

Домский впечатляет. Он сам по себе - "высотная доминанта", которая, как мальчик-перевертыш в рассказе Бредбери, с каждой стороны выглядит по-своему. Один из порталов радует любителей готической архитектуры. Романский стиль своими лаконичными чертами дает всему зданию основательность. Приверженцы ренессанса находят фрагменты, милые их взору; уважающие барокко задирают носы выше всех, иначе не рассмотреть - в этом стиле выполнен купол башни.

Ну и конечно, же оргАн, да. Разные путеводители насчитали в нем разное количество тысяч труб, уверены в полуторе сотнях регистров, воспевают расположенные террасами друг над другом клавиатуры (для рук и для ног), что рулят этой высоченной конструкцией. А воздух подается мехами, их размеры тоже какие-то нечеловеческие. Я до сих пор не понимаю, как раньше, без электрических моторов, можно было накачать мешок размерами 6х2,5 метра воздухом. Причем делать это всякий раз, когда требовался инструмент. И сидели, видимо, в недрах органа, где-то под трубами, бедолаги. И нужно было им нужно было справляться с двумя задачами - обеспечить непрерывный поток воздуха под определенным давлением и не оглохнуть.

Мы были на концерте. Завораживает. Заставляет думать о высоком, вечном, мурашках по коже и соседе, не выключившем телефон. А когда все отыграет, когда тринадцать миллиметров самой маленькой трубочки перестают вибрировать - в тишине слышен шумный выдох, все сдерживавшиеся дружно откашливаются. И тут выходит исполнитель. Одна-единственная тоненькая женщина, державшая добрых 40 минут нас всех в напряжении, заставившая громыхать, трепетать и задерживать дыхание. Я ей с таким чувством аплодировала! Бывала на довольно многих органных концертах, они всегда оставляют душедрожательное впечатление. Однако орган Домского есть Колоссаль.

Вот сфотографировать его не пришлось - был весь в лесах. На снимках - сам собор, тот самый петух, могила Майнхарда фон Зегеберга, резьба по дороге на кафедру и витражи.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Re: Латвийское новогодье 2011

СообщениеДобавлено: 20 апр 2011, 15:35
Зима
Интересно! А ещё? Ещё что видели? Чего так фото мало?
Про орган здорово написано, я тож люблю органный концерт слушать. Жаль не удавалось давно попасть...

Церковь св. Петра

СообщениеДобавлено: 20 апр 2011, 23:41
Лина
Муза у меня загостилась, Ань. Перелетная, видимо, издалека летела - устала. И как начнет нашептывать, я только успеваю строчить. А потом вымарываю половину и с ужасом взираю на допущенные в спешке ошибки. Так что я не закончила. Даже больше скажу - я все никак начать не могу :)

Следующий петух гнездится на Святом Петре. Именно его я видела из своей ванной. Вернее, их видела - и Петра, и петуха.

Сама церковь - высока, стройна, покрыта чем-то благородно-зеленым и рвется в небо. Настолько, кстати, высокая и так активно в небеса устремлена, что я все время порывалась ее собором назвать. Долгое время храм носил гордое звание самого высокого деревянного сооружения в Европе. У Петуха же - развесистое генеалогическое древо, нынешний - уже не то седьмой, не то восьмой в своей фамилии. Шпиль высокий, на него и современными средствами взбираться страшно. В каком-нибудь 14-ом веке после того, как птиц бывал водружен на спицу, его оттуда уже не снимали. Ни для починки, ни для перепозолоты. И, если что-нибудь случалось, то флюгеры просто падали на мостовую.

А случалось многое. В башню попадали молнии, она горела во время большого пожара и даже падала от сильного ветра. В 41-ом же шпиль Петра прицельно был разбомлен. Сгорели и башня, и крыша, и бОльшая часть внутреннего помещания. И до 54-го церковь простояла в руинах.

Петра постепенно восстановили, изготовили по старинным чертежам флюгер, петуха позолотили и усадили на шпиль. И все бы хорошо, да через 40 лет он опять потребовал реставрации - вращательный механизм перекосило, позолота опять поистерлась. Тот птиц, что сейчас сидит на Петре - единственный в истории этой церкви из побывавших на земле дважды. Его удалось (хоть и не сразу, петушок не хотел покидать насиженное место) со спицы снять, посадить в специально подготовленную люльку и доставить на землю.

Там его в течении недели обозревали горожане, а потом отвезли восстанавливаться. Выснилось, что в погоне за красотой старые мастера делали петуху черезчур шикарный хвост, который перевешивал и расшатывал всю конструкцию. Птаха ощипали в районе спины, сняли с него воронье гнездо и покрыли сусальным золотом в необходимом количестве грамм. Пилинг, антицеллюлитная программа и маска :).

По водружении флюгера мастеру необходимо сесть на петуха верхом, испить вина и бросить кубок на землю. Если бокал, пролетев добрых 125 метров, не разобьется о мостовую - церкви стоять недолго, опять что-то приключится. Так произошло в 1746 году - кубок остался целехонек и горожане смирились со скорым разрушением церкви. На мой взгляд, без малого 200 лет - не так уж и скоро, однако же примета в 1941-ом сбылась.

Ну а разобьется кубок в мелкие кусочки - стало быть, храм уцелеет на продолжительное время. В последний раз бокал расколотился вдребезги. Аминь.

В самой церкви раз в неделю - концерты юных дарований. Мы побывали, честно похлопали, не очень впечатлились и пошли фоткать лошадку во дворе храма :). На смотровую не полезли. Когда была возможность - помешала погода. А когда была погода - не предоставилось возможности.

Еще интересность. На часах церкви св. Петра - только часовая стрелка.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Re: Собор Святого Иакова

СообщениеДобавлено: 15 май 2011, 00:45
Лина
Про петуха на соборе Св. Иакова (св. Екаба) ничего интересного не узнала. Этот храм более примечателен своим шпилем и набатным на нем колоколом. У того богатый внутренний мир, внешнее расположение (никогда до того не видела, чтобы колокол крепился снаружи шпиля) и пышная история.

В начале 17-го века приключилась шведско-польская война. Летом 1605-го колокол Екаба поставил в ружье (были ли тогда уже ружья?) всю Рижскую оборонительную братию. Гарнизон и все необходимые люди отреагировали настолько быстро, что план короля Карла IX взять город с ходу и неожиданно - провалился. В итоге подданые Карла засели под аж Саласпилсом, просидели там до осени и крайне неудачно превели Саласпилскую битву.

Шведы заточили зуб, и их следующий король Густав II Адольф, войдя в Ригу на условиях Альтмаркского мирного договора между католической Польшей и лютеранской Швецией - первым делом снял с Екаба колокол. Отыгрался.

Колокол собору шведскоподданные так и не вернули, повесили у себя в Стокгольме. А Екабу через некоторое время подарили новый. Он продолжал исправно набатить обо всех страстях, происходящих в Риге - пожарах, наводнениях, нападениях на город; а так же о том, что «бедного грешника» повели казниться.

Вики о колоколе Екаба писал(а):Кстати, когда «бродячий» подмастерье выполнял свой долг, путешествуя из своего родного города в чужой, он должен был выведывать сведения о «чудесах», которые отличали этот город от другого. В Риге роль одного из трёх чудес выполнял вышеупомянутый набатный колокол, украшавший шпиль церкви Екаба — если испытуемый подмастерье упоминал яковлевский колокол, это служило лучшим доказательством его пребывания в Риге.


Ну и самое пикантное из приписываемых колоколу свойств - индикация неверной жены. Именно жены, а не супруга любого пола. Дескать, как только по улице (не уточняется, какой именно) проходит оброгатившая своего caro sposo женщина - колокол сам по себе начинает звонить. Сколько бы мы там ни гуляли - постоянно толпы туристов. То ли улица не та, то ли колокол в стопоре, то ли лимит прошедших мимо башни неверных жен выбран. Однако же ни разу мы звона так и не услышали. Вообще. Никакого.

Мы же, узнав святого, в чью честь был возведен собор, тут же многозначительно переглянулись и зашутили "И тут побывал Джейкоб!". Знакомые с лостовчанами меня поймут :)

На снимках - Св. Екаб (Яков, Иаков), флюгер с Джейкобом и тот самый колокол.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение