Погода с утра была вполне приличной и тётя Катя решила вытащить меня на прогулку. Дело в том, что какая-то пожилая родственница упорно который день не желала покидать дом Мары, возлежала на курпачах и требовала к себе повышенного внимания. Я так и не поняла, какая она седьмая вода на киселе, но её возраст и набожность позволяли ей (по восточным меркам, разумеется) так себя вести, поэтому Нигора была вынуждена сидеть дома, несмотря на то, что у нас были запланированы многочисленные поездки. Тётя Катя видела, что у меня уже башню рвёт (обидно потерять 12 тысяч в зарплате, заплатить 26 тысяч за дорогу и тупо сидеть дома), поэтому решила как-то разнообразить мой досуг. Она повезла меня в ближайший кишлак - Гус показать мавзолей и музей.
Отсюда.Мемориальный комплекс Гавзули Азама находится на окраине кишлака Гусс, и связан с почитаемым святым в мусульманском мире - пиром Гавсул Аъзам Абу Мухаммад Муйиддин Сеид Абдулкодир Гилоний/Джилани (1088-1166). Он является основателем суфийского ордена «Кодиря» (Кадыря, Кадырийя) и по одной из легенд наизусть читал каждую ночь Коран, стоя на одной ноге. Орден Кодиря был распространен среди суфиев на всем мусульманском Востоке. Великий шейх суфиев, писатель и ученный Идрис Шах, в своем сочинении «Путь суфиев» упоминал о Гавсул Аъзаме. Идрис Шах подверг критике последователей учения Гавсул Аъзама, которые излишне практиковали «экстазопорождающими приемами», тем самым способствовали вырождению организации ордена Кадирий. Тот же шейх Идрис Шах пишет, что жизнеописание Гавсул Аъзама изобилует описаниями его сверхъестественных способностей, и что Пир разработал так называемую «Науку Состояний» - систему, с помощью особых упражнений, вызывающую познание истины и особые состояния человеческой души.
Народная молва и его последователи приписывают ему чудесные эпизоды из его жизни, порой похожие на волшебные сказки. Интересна одна из легенд, распространенных в этих местах, повествующая об одном из таких чудесных деяний и связанная с появлением родника и чинары. Согласно этому преданию, когда-то в окрестностях Ургута жила одна девушка, которая идя по безлюдной тропе за водой, повстречала пастуха. Несмотря на обычаи и закон шариата, этот пастух остановил ее, грубо схватив за руку. Оскорбленная девушка, призывая о помощи, мысленно обратилась к Пиру Азъаму, который в это время находился за тысячи километров – в Багдаде и был занят омовением, готовясь к вечерней молитве. Услышав этот призыв о помощи, Гавзул Аъзам взял свой левый кавуш (кожаная обувь на деревянной подошве) и бросил его назад через левое плечо. Чудесным образом этот ковуш пролетел через пространство и попал в пастуха, ударив его в лоб. В следующий миг исчез этот пастух и девушка. На этом же месте из земли забил исцеляющий от многих недугов родник и выросла Чинара. Народная молва также повествует о том, что когда любой паломник, намеривается посетить эти места, то эти намерения слышит Пир Гавсул Аъзам Абдулкодир, и после семи шагов, сделанных этим паломником из ворот его дома, помогает ему всячески на его пути. Может быть и мне он помогал мне в эти дни…
Мемориальный комплекс Гавсули Аъзама состоит из нескольких строений: мавзолей, несколько открытых айванов для паломников, краеведческий музей, круглое кирпичное строение, напоминающее сардобу (подземное хранилище воды), но может быть это была чилляхона (келья для уединения и молитв). Комплекс находится в русле маленького горного ручья, и вплотную примыкает к его левобережному скалистому склону. Внутри комплекса царит прохлада – повсюду зеленые насаждения – цветы, кустарники, виноградник, деревья. Также стоит отметить несколько экземпляров столетних платанов (может быть это и есть потомки той чинары, о которой повествуется в легенде), встающих у путника на пути к мавзолею. Рядом - небольшой пруд и родник с чистой водой, где плещутся маленькие рыбки.
С верхней площадки комплекса, возле входа в музей, хорошо просматривается весь кишлак Гус. Музей в мемориальном комплексе Гавсули Азъама довольно интересный и представлен многими экспонатами говорящим нам о быте и образе жизни местных жителей. Этот музей был открыт в 1876 году по инициативе русских ученных Р. Федченко, Ошанина и Маева. В настоящее время музей носит имя М.Т. Айбека и каждый его свободный уголок занят определенным предметом, здесь всевозможные старинные кувшины (кумганы) – от больших до малых, ляганы (большие тарелки для плова), каменные зернотерки, металлические орудия труда, одежда, сюзане, а также чучела животных в отдельном природном уголке.
По просьбе тёти Кати мулла помолился за всех нас.
О Великой Отечественной войне тут помнят. И о том, сколько узбекских воинов погибло, защищая Родину, и о том, как Узбекистан привечал эвакуированных. И день Победы тут - не день скорби, а Праздник!
А это мусульманские женщины учатся в школе! Послереволюционные времена.
И более поздние - советские. Мужчины и женщины рядом за партами.
По музею нас сопровождал председатель местного совхоза - Олим (как эмир бухарский), напоследок он подарил мне два пластиковых браслетика. У нас такие носят в лучшем случае девочки 5-10 лет, а там это амулет от сглаза, поэтому пришлось надеть. Музей небольшой, можете сказать вы, да и экспонаты - так себе, простенькие, чучелки кривенькие, но, блин, это же кишлак!!! Деревня! А в ней есть свой музей, за которым ухаживают, который с гордостью показывают гостям.
Потом мы втроём немного прогулялись в горы.
Вместе мы поехали обратно в Ургут. По пути председатель остановил машину, попросил нас выйти из машины и познакомил со своей женой. Пришлось челомкаться и с нею. ))) Ещё он хотел нас непременно накормить, но так как мы отказались идти в гости (это было бы на полдня), в Ургуте мы пошли в харчевню неподалёку от базара. Чай, лепёшка, салат, зелень и восхитительные коньяк и шашлык! Ну, и очередная забавная вывеска.
Тётя Катя строго-настрого запретила мне даже заикаться о деньгах. Максимально вежливо отказавшись от продолжения банкета, мы выскочили ненадолго на базар и пошли домой.