ОтсюдаОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЗЛОДЕЙ БОРИС КЛЮЕВ
Знаменитый актёр выбил зуб Михаилу Боярскому
Борис Клюев – один из самых обаятельнейших злодеев нашего экрана. За три с лишним десятилетия он переиграл несметное количество немцев, эсеров, предателей, продажных милиционеров и просто подлецов. Припомнить хоть одного своего положительного героя даже сам актёр не в состоянии. Но публика, невзирая на их коварство, всё равно любит его обаятельного Рошфора из «Трёх мушкетёров» и Трианона из «ТАСС уполномочен заявить». А за крошечную роль гея в фильме «Гений» актёр и вовсе был удостоен призом зрительских симпатий.
Секрет злодейского обаяния Бориса Клюева мы и попытались разгадать.
Рошфор и три мушкетёра.
- Режиссёр «Д`Артаньяна и трёх мушкетёров» Юнгвальд-Хилькевич жаловался, что многих актёров в фильме ему просто навязали. Как вы сами попали в эту картину?
- На пробы меня пригласил второй режиссёр. Я помню, когда Хилькевич меня увидел, он сделал такое лицо, что я сразу понял, что не подхожу. Но я решил пробы пройти. Пусть он меня не возьмёт. Но никто не скажет, что я плохой артист.
Пробовали всех целый день. Меня игнорировали. Но как бы режиссёр не хотел, но раз меня вызывали пробовать всё равно надо. И рано или поздно этот момент должен был наступить, и он наступил.
Я предложил сделать два варианта одной сцены и сразу стал делать. И все как-то так сразу заинтересовались. Я почувствовал это внимание и, естественно, стал легче фантазировать. Пробовали одну сцену с миледи, а вторую с кардиналом. Ни миледи, ни Ришелье не было. Но в этот момент на пробах сидел актёр с Таганки Саша Трофимов, который пробовался на другую роль. И я попросил его подыграть. На него накинули красный плащ, и мы с ним сыграли сцену. И все, кто был на площадке, нам зааплодировали.
Однако меня всё равно не утвердили. Но так как это был заказ Центрального радиотелевидения, то все пробы пришли в Москву. И там меня уже утвердили на роль. Более того, даже утвердили Сашу Трофимова на Ришелье. Хотя его долен был играть Козаков. Он его потом и озвучивал.
- Михаил Боярский и сам Хилькевич часто вспоминают о том, как актёры вели практически тот же образ жизни, что и их герои, – вино, женщины, кураж… Вы были в их компании?
- Да, мы же все вместе жили. А потом, понимаете, мы были молоды! Мише 25 лет было, мне - 33, Вале Смирнитскому - 33. Мы все были очень молоды, азартны, смешливы. Девчонки кругом, выпивка, лошади, костюмы великолепные, шпаги… Что ещё нужно! Когда мы приезжали во Львов на съёмки, собиралась тысячная толпа в основном из девчонок. Любую выбирай!
Мы однажды шли со съёмок и увидели огромную очередь за рыбой, копчужкой. Стали стоять. Потом надоело, Жорка Мариторсян взял рыбину, положил на плечо, и так мы ушли. И никто нам даже слова не сказал. Мы положили её на балкон и потом неделю ели.
А ещё в то время была лимонная водка. Это был огромный дефицит. Она продавалась во Львове только в одном месте – напротив нашей гостиницы. Ну нам, естественно, её всегда оставляли. А у нас был такой закон: улетаешь со съёмок – ставь бутылку, прилетаешь - снова ставь. Ну а так как мы постоянно летали и прилетали, то это водка лимонная у нас не переводилась. Вот с тех пор я видеть её не могу.
Было огромное количество приключений, связанных с девчонками. Но об этом ни слова.
- Но на дуэли-то из-за девчонок, надеюсь, не дрались?..
- Мы не дрались. В Одессе вот только случился казус - я выбил Мише Боярскому зуб. Мы там снимали сцену - «вторая часть марлезонского балета», когда он убегает по лестнице. Мы её отрепетировали с Мишей и Баллоном и объявили перерыв. Они в это время пошли, бутылочку саданули и на жаре их повело. Поэтому, когда мы стали фехтовать, удар шпаги вышел немного сильнее и получилось, что моя шпага угодила Мише в зуб и выбила его. Я до сих пор не чувствую себя виноватым в этой истории, но всё равно было неприятно. Получилась глупейшая ситуация, просто дурацкая! Ему быстро всё поправили, но осталась легенда, что Клюев выбил Боярскому зуб.
- А почему «20 лет спустя» провалились? Ведь, по идее, вы так же, как и мушкетёры, встретились все вместе, чтобы снова тряхнуть стариной. А в итоге получилось скучное и незапоминающееся кино…
- Могу сказать моё мнение. Я считаю, что Юнгвальд-Хилькевич не очень талантливый человек. И первая картина получилась благодаря тому, что была хорошая компания, мы все были очень молоды, плюс замечательная музыка Максима Дунаевского. Тогда там что-то и получилось. Несмотря на то, что, как я считаю, уже и во второй, и в третьей серии картина слегка провисает. Вот первая серия очень хорошая.
Лично я очень недоволен работой с Хилькевичем. И я убеждён был, что не получится ни первая картина, ни вторая. Нельзя войти в одну речку дважды, ну или надо придумать какой-то прием, который позволит это сделать. Но для этого нужно быть очень талантливым человеком.
От американского шпиона до гея
- Ваш шпион Трианон в картине «ТАСС уполномочен заявить» получился очень уж ярким, даже симпатии вызывает. Как это консультанты фильма такое допустили?
- А консультантам фильма и показалось, что получается слишком яркий образ шпиона. Поэтому всё, что можно было убрать, убиралось: и любовная линия, и то, как он тренировался в спортивном зале, хотя это было необходимо для образа. А самым мучительным были поиски грима для дублера Трианона.
- Кстати, многих интересует, как снималась эта легендарная сцена, где дублёра гримируют под вас?
- Это была совершенно мучительная сцена. Мы целый месяц не могли придумать, как же её сделать. А потом, когда все уже устали, вдруг идёт по коридору человек из массовки с усами. И оператор говорит: «А средний план похож на Клюева». И сразу родилось решение сцены. Взяли одного человека, сбрили с него в кадре усы. Потом посадили второго, у которого нос был похож. И камера шла от гримерного столика к актеру и обратно. И вот, пока камера шла к гримёрному столику, в кресло садился другой актёр, потом снова к гримёрному столику - и там уже сидел я. Эта сцена вошла во все справочники киношные. Впервые лицо артиста крупным планом показывали в одной сцене в течение 12 минут.
- На роль гея в фильме «Гений» соглашались без колебаний?
- С этой ролью смешно вышло. Я как раз закончил съёмки в фильме «ХХ век начинается», и мы отмечали это в тёплом кафе на «Ленфильме». Вдруг ко мне подбегает режиссёр и говорит: «Борь, мы хотим предложить тебе одну небольшую роль». На что я легкомысленно сказал: «Платите, и я сыграю всё». Потом ко мне подходит директор и предлагает подписать договор, причем соглашается на любую сумму. Но при этом как-то похихикивает.
Потом мне привезли сценарий, но я уже много лет не читаю предварительно сценариев, и он у меня пылился на лоджии. А потом позвонили и назначили день съёмки. Я глянул в сценарий и увидел, что мой герой гей. Ничего себе! Но так как я уже подписал договор, деваться мне было некуда. Единственно, что я попросил, сделать это как можно приличней.
Ну, по-моему, это нам удалось. Сцену соблазнения моим героем молодого человека в гостинице я сам придумал. И сам сказал, что и как должно быть. А мальчик со мной играл, он настоящий гей. Геи вообще с удовольствием снимаются.
Он после этого сказал режиссеру: «Ой, ну какой хороший актёр Клюев, я в него просто влюблен». Потом вся группа надо мной издевалась.
Но зато за эту роль мне вручили приз зрительских симпатий. Кстати, это было здесь у вас в Нижнем на фестивале «Созвездие».
Злодей наоборот
- Такое огромное количество воплощённых вами подлецов не повлияло и на ваш собственный характер?
- Большое количество сыгранных подлецов ещё ни о чем не говорит. Как правило, как раз те, кто играет героев с пламенным взором, в жизни оказываются тупыми и неинтересными людьми. А те, кто играет подлецов и негодяев, оказываются интересными людьми.
Что же касается меня, то на работе я один, а дома другой. На работе я вежлив, сдержан, ироничен. А дома я позволяю себе сорваться, потому что характер у меня не нордический совершенно. Но срываюсь я, как правило, на близких людей. На жену в первую очередь. На собаку не могу. Детей у меня нет. К сожалению, мой сын умер, когда ему было 24 года…
Я моментально закипаю и также моментально остываю. Но в принципе, с годами я стал, безусловно, намного мудрее. И я не позволяю себе многих вещей, которые позволял в юности.
– Подлости по молодости совершали?
- Ну не то что бы я делал осознанно подлости. Нет, этого никогда не было. Но ты можешь сделать подлость как бы в результате. Потому что существует такое понятие как эгоизм. И мы все думаем о себе. А когда ты думаешь о себе, и даже больше, чем о другом, то, естественно, что рядом стоящего человека ты можешь обидеть. И, как правило, так и получается.
А с годами приходит сознание, что этого не нужно делать, что прагматизм не всегда приносит счастье. Я всё время советую своим студентам и некоторым друзьям: «Идите на кладбище!». Купец 1-й гильдии, дважды Герой, пьяница Иванов - все там лежат. Ну и зачем дёргаться, суетиться? Так что совершенно необязательно предавать друзей и делать карьеру, идя по головам. Я для себя это давно определил и никуда не рвался, не пытался подсиживать коллег ради роли… Всё временно, а успех особенно недолговечен. Так что в этом плане я всегда был умный мальчик.
Автор: Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.
Сеньора писал(а):Припомнить хоть одного своего положительного героя даже сам актёр не в состоянии.
Сеньора писал(а):Я, кстати, кроме Рошфора и Холмса его особо и не помню нигде.
Максимыч писал(а):Впервые показывали летом 1984 года.
Не помню там такого. Может, в эпопее про Алису Селезнёву? (За 25 лет ни разу не видел полностью, только отложилось, как они всё время бегают друг за другом )Сеньора писал(а):"Москва-Кассиопея" - это я помню, конечно!!! Самый запомнившийся эпизод - когда девочка переходила по каким-то трубам, представляя, что идет по жердочке через мостик. Всю жизнь пытаюсь повторить подвиг разведчика.
В 1984-м. Я хорошо помню Вполне возможно, что этим фильмом хотели сделать приятное Ю.В. Андропову, но не успели.Jimi писал(а):Максимыч писал(а):Впервые показывали летом 1984 года.
А не 1983???
|
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2